Внеплановый анализ масла при заблаговременном профилактическом обслуживании
В журнале Machinery Lubrication за март—апрель 2013 г. я рассказывал об анализе критичности оборудования как о важном инструменте для определения оптимального эталонного состояния (ORS) применительно к множеству операций по смазке и анализу масла. Матрица общей критичности (OCM) состоит из двух оценок: фактора критичности машины (MCF) и фактора возникновения отказов (FOF).
MCF относится к последствиям отказа машины, а FOF отражает вероятность ее отказа. И MCF, и FOF сильно зависят от эффективности раннего обнаружения неисправностей. Иначе говоря, эффективность раннего обнаружения неисправностей резко снижает степень критичности машины
Это важнейшее звено в стратегии внепланового анализа масла. Речь идет не просто о профилактическом обслуживании (PdM), а о раннем профилактическом обслуживании (EPM). Начнем с обзора широко используемого интервала P–F. Модифицированная версия показана на рис. 1.
«P» — это момент, когда впервые обнаруживается ненормальный износ или неисправность. Буквой «F» обозначено функциональное или эксплуатационное завершение цикла отказа, при котором требуется ремонт или замена. Отказы с короткими периодами развития обычно остаются незамеченными, если испытания (например, анализ вибрации и масла) проводятся нечасто (даже ежемесячный анализ считается нечастым).
И наоборот, частая проверка может не только сообщить о развивающемся отказе, но и обнаружить такой отказ на ранней (начальной) стадии. Для реализации такого подхода есть определенные тактики и инструменты.
Опять же, секрет этой стратегии — частые проверки, обеспечивающие гораздо более высокий процент обнаруженных (предотвращенных) отказов и более раннее обнаружение. Практическая польза от применения метода заключается в сокращении повреждений машины, а также сокращении или полном исключении незапланированных простоев (более длительный интервал P–F).
PdM позволяет прогнозировать окончание срока службы машины (или смазочного материала), а EPM обеспечивает своевременность реагирования за счет раннего обнаружения. При таком подходе выявляется зарождающаяся проблема, а не успевшая развиться аварийная ситуация.
Обнаружение с помощью мультимодального наблюдения
На семинарах компании Noria мы используем такое выражение: «Нельзя поймать рыбу, если крючок не в воде». При анализе масла нельзя обнаружить неисправность, если «крючок не в воде». Существует методика предиктивного анализа масла, называемая «фазой обнаружения», которая, на мой взгляд, сильно недооценивается при техническом обслуживании по состоянию.
Большинство программ планового анализа масла не включают этап обнаружения и призваны выявлять уже надвигающиеся отказы машины, при этом состояние масла фиксируется довольно редко.
Фаза обнаружения EPM — это непрерывное наблюдение за отказами по многочисленным параметрам. Частые проверки квалифицированным специалистом сочетаются с другими традиционными технологиями мониторинга. Несколько лет назад я написал статью о том, насколько может быть полезен ежедневный быстрый осмотр. Это важный и часто недооцениваемый метод наблюдения и обнаружения.
По сути, этап обнаружения EPM — это все, что можно сделать для выявления (не анализа) происходящего отказа. Он включает в себя следующие действия:
- ежедневный визуальный контроль масла (уровень, цвет, прозрачность, пена, лак, состояние бака, утечки, магнитные пробки и т. д.);
- акустический контроль (изменение звука при работе машины);
- наблюдение за температурой (контроль наощупь, тепловые пушки, датчики и т. д.);
- проверка портативными средствами PdM (вибрационный контроль, термография, акустика, ток в двигателе и т. д.);
- механические проверки (движение вала, состояние уплотнений, износ открытых редукторов и т. д.);
- проверка приборов и манометров (расход, давление, датчики сближения, индикаторы байпаса и т. д.);
- скрининг-тесты масла на месте (растрескивание, промокание, вязкость, плотность железных частиц, пятна и т. д.).
Многие развивающиеся и внезапные отказы, впервые выявляемые при плановом анализе масла, могут обнаруживаться намного раньше, если применять более эффективные и частые проверки, такие как в списке выше. Раннее обнаружение также несравнимо выгоднее с экономической точки зрения.
Как отмечалось ранее, обнаружение отказов и анализ отказов — это разные концепции. Как только нештатная ситуация обнаружена, ее можно дополнительно исследовать, чтобы определить место ее возникновения, вероятную причину отказа, степень серьезности и опасности ситуации, а также корректирующие действия.
В данном случае анализ масла и другие технологии прогнозирования представляют большую ценность. Внеплановые пробы масла могут быть впоследствии отправлены в лабораторию для устранения неисправностей (диагностики и прогнозирования). К таким пробам относятся образцы из вторичных мест отбора проб, помогающие локализовать источник проблемы.
В лаборатории могут быть выполнены специализированные качественные и количественные тесты для определения характера неисправности. Такие исследования могут включать идентификацию частиц износа (XRF, SEM-EDX, аналитическую феррографию и многие другие методы).
Специалисты по трибологии и мультитехнологическому PdM могут комбинировать лабораторные данные с данными наблюдения и таким образом получать наиболее полные сведения о состоянии машины (см. рис. 2).
При профилактическом обслуживании по-прежнему необходим плановый анализ масла
Внеплановый анализ масла не является полной заменой плановому отбору и анализу проб масла. Регулярный анализ масла по-прежнему необходим по многим причинам. Наиболее важной из них является профилактическое обслуживание, при котором с помощью анализа масла отслеживаются и контролируются основные причины отказа. Сюда относится проверка физических и химических свойств смазочного материала, а также контроль загрязнения. Преимущества точно настроенной программы профилактического обслуживания заключаются в гораздо меньшей скорости износа машины (и более длительном сроке ее службы), меньшем количестве общих отказов и меньшем времени простоя.
Когда профилактическое обслуживание сочетается с EPM, получается комплексная и более эффективная программа обслуживания на основе состояния. Раннее профилактическое обслуживание — это повышенная бдительность, достигаемая за счет более эффективных методов и средств контроля (в т. ч. с модификацией машин).
Кроме того, данный подход требует изменения культуры обслуживания, чтобы надлежащим образом поддерживать работу исправных машин.
- Автор статьи:Джим Фитч (Jim Fitch), Noria Corporation
- Источник:Using ‘Unscheduled’ Oil Analysis for Early Predictive Maintenance